четверг, 31 мая 2012 г.

Диджериду, фруктовый сад и Шесть правил Глеба Жеглова


Юлия Троицкая 
(журнал "PTZ" № 3 март 2011)


Сергей Бюркланд, человек – батарейка. Аккумулятор. Нет, станция – космическая. После разговора с ним остаток дня я провожу с улыбкой на лице – такой положительный заряд он несет в массы.
Он практикующий психолог. И крутой плотник. Проводит творческие фестивали, плавает в проруби, мастерит диджериду, дает консультации, организует семинары, поет песни со смыслом, умеет вязать на спицах, делать массаж и плести корзины – и все это, как он утверждает, его посильный вклад в мировую гармонию.
– Откуда ты такой взялся? 
– Я из Кандалакши – это Мурманская область. Школу там окончил, профессию получил «интересную» – помощник машиниста электровоза. Оттуда в армию ушел, а после – трудился на алюминиевом заводе. А в 23 года понял, что я – «лопата», боевая единица, не способная даже самой собой управлять. Я отовсюду уволился – и уехал искать себя.

– И где нашел?
– В Вытегорском районе. Там поддержали мою идею об экологическом поселении, продали участок земли в 150 га – и «поселенцы» быстро нашлись. 
– Экологическое поселение – это такая коммуна, отказавшаяся от благ цивилизации?
– Мы, несколько молодых и горячих, хотели жить на своей земле, в своем доме и у нас были светлые мечты по поводу чистоты природы и образа жизни человека. Нет, у нас без фанатизма все было, и получилось бы все: просто в какой то момент не сошлись во мнениях, плюс это ведь ужасная волокита – оформление земли, любой энтузиазм сойдет на нет. К тому же и лидером тогда я был еще начинающим. В общем, развалился проект. А я понял, что мне недостает опыта и знаний, чтобы правильно людей организовать – стал учиться психологии: ездить на семинары, курсы посещать. Поначалу – просто чтобы с  собой разобраться. Но я не отказываюсь от проекта поселения, придет и его время.


– Ты руководишь творческим объединением «Жизнь». Ваши фестивали – это позитивный туризм или выездные тренинги, какие-то идеологические тусовки? Одни названия чего стоят: «Сердце зимы», «Настроение – Оранжевое», «Равновесие»...
– Эти программы очень разные по форме, содержанию и продолжительности. Такая комфортная среда, в которой можно научиться общаться, познакомиться с интересными людьми, приобрести полезные навыки – там нет оценочности, ты просто там живешь, встраиваешься в тот процесс, который тебе нравится. Когда мы были детьми, все было просто: весело нам – смеялись, больно – плакали. Взрослые – стиснуты рамками, ограничениями. Мы освобождаем в каждом ребенка, и эта свобода – огромный стимул для новых свершений, это шаг к себе. Женщина, которая в 70 лет преодолела веревочную переправу, уверена, что может все!
– Как научиться любить себя? 
– Это хороший вопрос! Любовь к себе – это уважение и принятие себя. Чаплин написал об этом в речи к своему 70-летию. Я вряд ли сейчас смогу сказать лучше. Она есть в интернете: всего полстраницы текста, а мудрости на много поколений.
 – А как совмещать любовь к себе и постоянную критику со стороны, например, близких людей?
 – Бывает, что наши родные-любимые-близкие и не подозревают, что причиняют боль – «Я же тебя люблю и хочу как лучше!..» или «Тебе же надо развиваться!» Иногда нужно высказать свою позицию, постоять за себя и свои ценности. А иногда нужно прямо спросить, чего критикующий хочет от тебя на самом деле. За критикой зачастую прячется вполне конкретная неудовлетворенность. Не всегда человек может сказать о том, что его волнует, и потому начинает придираться по любому поводу. 
– А как отличить – любовь у меня к себе или просто я слабостям своим потакаю?
– Определить несложно, ведь у любви к себе есть «побочный эффект»! Если человек действительно любит себя, то он не только счастлив сам, но и вольно или невольно делает счастливыми окружающих. А потакание своим слабостям обычно идет в ущерб другим сферам жизни человека – здоровью, отношениям, развитию, репутации, а также зачастую ущемляет интересы других людей.
– Если с кем-то поссорился, сначала надо простить себя или других? 
– Когда прощаешь себя, уходит чувство вины и скованность, препятствующее  нормальному общению, исчезает предвзятость и излишняя требовательность к себе.
Важно помнить, обижаемся мы на себя или на кого-то – в обоих случаях это нам ущерб наносит. Обида, как сильно искажающая линза, которая не дает увидеть истинную картину происходящего. Прощение – это внутренняя работа, на которую нужно потратить силы и время, как на любую другую. И когда человек научился прощать и любить себя, он сумеет простить и принять другого человека.
 
– 
У тебя своеобразная манера речи – постоянно проскакивают слова «мир», «любовь», «сердце», «мудрость», «пространство». У меня они с буддизмом ассоциируются почему-то... 
– Я не могу причислить себя ни к какой-то конфессии, ни к какому-то городу, ни к партии какой-то определенной – это для меня слишком узко. Я могу воспринимать мир в целом. Я верю в Бога, верю в людей. В себя верю. Постоянно над собой работаю – избегаю осуждать, оценивать, стремлюсь все принимать как есть... 
– А что еще для тебя – табу? 
– Стараюсь не ставить для себя конкретных запретов. Это внутреннее чувство каждого человека – что хорошо, что плохо. А у меня учителя хорошие – это люди, с которыми меня судьба сводит: все с большой буквы. Стремлюсь, чтобы тот свет, который они во мне заложили, не застревал – наоборот, приумножался и распространялся дальше. Вся наша жизнь – это школа, надо только не пропускать уроки! Когда я по Вытегорскому району путешествовал, во многих домах гостил, невольно провел интересное исследование. Мне хотелось найти идеал семейных отношений. И вот я сравнивал – насколько разная жизнь в семьях, где у «руля» отец и где главная – мама, где много детей – и где один-два, где крепкие узы – и где каждый сам по себе. 
– Но ведь эталон семейных отношений, прежде всего, в своей семье закладывается – какой папа с мамой пример показали... 
– Да, родительский пример – это основа. У нас дружная семья. На свадьбе младшего брата я хотел тост произнести – и не смог, комок к горлу подступил. Я в тот момент ощутил, как сильно его люблю.
Отношения в семье – тонкая тема. Недавно ко мне на консультацию пожилые люди приходили – как раз учиться выстраивать семейные отношения. В их ситуации, кстати, многие оказываются: вышел человек на пенсию и столкнулся нос к носу с другим человеком. Который рядом живет уже лет 30, и которому тоже не надо больше уходить на работу. Вот я и помогаю им учиться вместе жить, заново открывать друг друга.
Им непросто, потому что, в отличие от молодоженов, они свои оценки партнеру уже выставили и ярлыки навесили.
А мое вытегорское исследование было просто необходимым опытом перед тем, как обзавестись собственной семьей. И, как только я его приобрел, встретил Любу – в Питере, на семинаре, куда мы оба приехали. Добирался туда на чуть живом автомобиле, и было такое острое чувство, что мне во что бы то ни стало надо там быть. Так что, если бы машина «накрылась», я бы ее в кювет столкнул и пешком пошел. 

– А почему ты взял фамилию жены? Это необычно… 
– Вопрос этот был непростым – ведь есть определенные традиции... У моей жены очень красивая норвежская фамилия и мне хотелось ее сохранить: ведь Люба – единственный ребенок в семье, если она поменяла бы фамилию, Бюркландов больше не было бы... А у меня есть младший брат и у него уже родился сын. 
– Плавать в проруби – чья инициатива?
– Нас обоих друг пригласил искупаться на Крещение. А на следующий день мы уже сами захотели повторить. И вот уже лет восемь с той поры ... 
– Сына тоже к проруби будете приучать? 
– Ване полтора года. Мы с ним пока динамической гимнастикой занимаемся – он может чайную ложку руками согнуть. Все бабушки в шоке: им без валерьянки на наши забавы смотреть нельзя. Хотя на самом деле ничего такого страшного и бесчеловечного: я его подбрасываю, он сам прыгает... 
– Чему еще точно будешь Ваню учить? 
– Отличать настоящее от наносного. И, конечно, буду поддерживать его жизненный выбор. У него перед глазами масса примеров: в нашем кругу столько выдающихся неординарных личностей, каждый из них – кладезь каких-то знаний. А родительское дело – условия создать для развития, вдохновить и сказать: «Я в тебя верю!»
– Что ты умеешь делать из того, что я не перечислила? 
– Владею макраме, плотничаю, подстричь могу неплохо. В армии научился, еще в «учебке». Нас было человек 200, и вечером на обходе командир сказал, чтобы к утру все были подстрижены. Я смотрел, как ребята друг друга кромсают и не смог удержаться: «Да разве можно так ножницы держать? Дай сюда...». Я впервые тогда взял в руки ножницы и обнаружил, что владею ими чуть ли не в совершенстве. Ночь, понятно, я не спал – зато утром все 200 человек с ровными затылками... А потом за два года эти навыки так развились, что у меня подстригался весь командный состав батальона. Для них было большой потерей мое увольнение в запас. Жалко, не нашлось, кому опыт передать. Человека ведь нельзя научить чему-то против его желания. В одной книжке я прочел – не нужно делать хорошо бесполезные вещи. Учиться надо тому, что тебя вдохновляет, приносит удовлетворение – или тому, что в жизни пригодится. 
– А что это за «диджериду», которую ты мастеришь? 
– Это этнический духовой инструмент австралийских аборигенов, метра полтора длиной, с очень низким приятным звуком. Когда я услышал, как диджериду звучит – «пропал». Мне захотелось сделать инструмент самому. Из какого-нибудь крутого дерева. Я нашел огромный высохший можжевельник, притащил домой – и вот уже полгода время от времени им занимаюсь. К лету, думаю, закончу. Останется играть научиться. Наш Ваня теперь тоже дудит в любую попавшую в руки трубу, насмотрелся на отца.
– Какая книга сейчас у тебя на столе? 
– По энергетической психологии. Это такая методика, которая помогает в решении даже самых запутанных проблем без душераздирающих копаний в прошлом.
 – А «эмоциональные вампиры» – они на самом деле существуют, или это просто «страшилка»?
– В чистом виде «вампиров», наверное, не так много... И так или иначе, все мы ненароком «присасываемся» к кому-нибудь.
В отличие от животных, человек нуждается не только в пище для тела, но и в пище для разума и души. Она добывается посредством любви, веры и творчества.. Не все хотят, а некоторые вовсе не умеют ее добывать. И тогда ее отбирают у ближнего – посредством эмоциональной атаки. Когда кто-то слаб или раздражен, иначе говоря – «голоден», ему бывает сложно самому себя «накормить», куда проще атаковать попавшую под руку «жертву». Подпитки от эмоционального взрыва хватает ненадолго и она не такая вкусная, как добытая своим трудом. А вот если у человека много «пищи», да он еще умеет хорошо «готовить» и делиться, то к нему все с ложкой бегут и не их отогнать веником, так с ним рядом тепло и сытно. Вот такая история про вампиров. :)) 

– Сейчас ты живешь так, как хотел? 
– Я хочу жить или в большом-большом городе или в своем доме за городом – но тогда весь большой город будет приезжать в гости. Хочу свой питомник – деревья выращивать.
– Плодовые деревья? 
– Нет – что плодовые?.. Ну, посажу сад, поем яблок. Семья поест. Хочется-то не только для себя жить. Мы бы вырубки засаживали. Каждый из нас несет в мир определенное «послание», у всех разные способности. Я делаю то, что мне доступно – это мой посильный вклад. И фестивали, и тренинги, и – в будущем – питомник. И то, что у меня, в силу нынешних занятий моих, море знакомых, позволит столько помощников привлечь, которые тоже будут «пользу приносить», что называется. Вот это и будет настоящее экологическое поселение, в самом широком смысле.
– Какое отношение к миру, к людям будет наиболее продуктивно? 
– Вспомнились почему-то шесть правил Глеба Жеглова. Один из моих рецептов – уважение и интерес. Смесь деликатности и творчества. Относитесь к миру бережно и решайте вопросы творчески! 



Юлия Троицкая 
(журнал "PTZ" № 3 март 2011)



Шесть правил Глеба Жеглова: 
1. Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Люди это любят.
2. Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом.
3. Как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
4. С первого мига проявляй к человеку искренний интерес - понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет.
5. Даже "здравствуй" можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека.
6. Даже "сволочь" можно сказать так, что человек растает от удовольствия.

Like the Post? Do share with your Friends.

Комментариев нет:

Отправить комментарий